Особенности участия прокурора в рассмотрении судами общей юрисдикции уголовных дел
УПК РФ, закрепив ведущую роль прокурора в уголовном преследовании, ввел новые процедуры уголовного судопроизводства, которые требуют существенного повышения качества поддержания государственного обвинения и укрепления корпуса государственных обвинителей. Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу.
По новому уголовно-процессуальному законодательству одним из главных принципов уголовного судопроизводства стала состязательность сторон. Это предполагает, что бремя доказывания вины подсудимого возлагается исключительно на сторону обвинения. При этом прокурор вправе в порядке и по основаниям, установленым УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования, и отказ государственного обвинителя от поддержания обвинения будет обязательным для суда.
Уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации претерпело серьезные изменения, в частности, в вопросе участия прокурора в уголовном судопроизводстве. Эти законодательные нововведения требуют от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство государственного обвинителя в представлении и исследовании доказательств становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.
В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий в судебных стадиях уголовного судопроизводства, законности и обоснованности поддержания государственного обвинения Генеральной прокуратурой РФ был принят приказ от 3 июня 2002 г. N 28 "Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" (далее - приказ Генпрокуратуры РФ N 28). Согласно этому документу участие в рассмотрении уголовных дел судами признается одним из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры, в силу чего прокурорские работники должны постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью, а участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников.
В уголовном судопроизводстве прокуроры принимают участие в судебном разбирательстве по всем уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ, мировым судьей. Руководители прокуратур должны регулярно лично поддерживать государственное обвинение, а до особого распоряжения исключить поручение поддержания государственного обвинения в суде должностным лицам органа дознания и следователям.
Вопрос о назначении государственного обвинителя для участия в рассмотрении уголовного дела каждый раз решается по-разному, в зависимости от подсудности дел, а также от того, кем утверждено обвинительное соглашение. Так, по делам с обвинительным заключением, утвержденным Генеральным прокурором РФ и его заместителями, государственные обвинители назначаются руководством прокуратуры Российской Федерации. По делам, подсудным верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, государственные обвинители назначаются руководством прокуратур соответствующих субъектов Российской Федерации. Поручения о поддержании государственного обвинения подчиненным прокурорам оформляются в письменной форме и передаются вместе с надзорным производством.
Государственные обвинители должны назначаться заблаговременно, с тем чтобы они могли тщательно изучить материалы уголовного дела, при этом следует учитывать характер, объем и сложность дела, квалификацию и опыт работы прокурора, которому поручается поддержание обвинения. По наиболее сложным делам при необходимости, как правило, создаются группы государственных обвинителей, между которыми распределяются обязанности применительно к особенностям дела.
Новым УПК РФ введена стадия предварительного слушания уголовного дела, в которой рассматриваются вопросы как назначения судебного разбирательства, так и допустимости доказательств. Поэтому в силу того, что в ходе предварительного слушания могут быть заявлены и разрешены ходатайства об исключении доказательств, о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, прокурор должен обязательно участвовать в этой стадии уголовного судопроизводства, поскольку бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательств лежит на прокуроре.
Похожие работы: